Реализация внутреннего контроля по ПОД/ФТ и ФРОМУ в ПАО «МегаФон»
ПАО «МегаФон» в своей деятельности реализует положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», а также иные нормативные и подзаконные акты, изданные органами власти РФ в данной сфере путём совершения анализа проводимых абонентом операций с денежными средствами с использованием лицевого счёта.
Законодательная база
Правила согласования, отказа в проведении операции
Во исполнение нормативных актов в сфере ПОД ⁄ ФТ ⁄ ФРОМУ ПАО «МегаФон» обязано устанавливать законодательно определённые сведения в отношении своих абонентов, осуществлять анализ проводимых ими операций, а также запрашивать у абонента пояснения и документы, характеризующие операции с денежными средствами абонентов, включая экономический смысл проводимых абонентом операций и источники происхождения у него денежных средств, которые используются абонентом при проведении операции с денежными средствами на лицевом счёте. Официальный запрос документов и пояснений у абонента осуществляется путём его направления оператором связи в виде SMS‑сообщения на абонентский номер либо в письменном виде на адрес, указанный в договоре об оказании услуг телефонной связи. Запрошенные документы могут быть представлены в следующих формах:
Документы должны быть представлены абонентом в объёме, предусмотренном в запросе ПАО «МегаФон». ПАО «МегаФон» вправе отказать в совершении операции в случае возникновения подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма (пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115‑ФЗ) при условии, что:
В случае принятия решения об отказе в совершении операции абонент будет проинформирован о дате и причинах отказа в совершении операции. После вынесения решения об отказе в совершении операции абонент имеет возможность предоставить в компанию дополнительные документы. В соответствии с требованиями Федерального закона № 115‑ФЗ компания примет их к рассмотрению и сообщит абоненту об устранении оснований, послуживших причиной вынесения отказа в проведении операции или о невозможности устранения таких оснований исходя из содержания документов, представленных абонентом.
Документы, предоставляемые юридическими лицами по запросу ПАО «МегаФон»
Каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке, перечень запрашиваемых документов может отличаться от указанного.
Документы, предоставляемые физическими лицами по запросу ПАО «МегаФон»
При возникновении сомнений в сведениях абонента, а также при проведении мероприятий по обновлению сведений, абонент должен предоставить документ, удостоверяющие его личность. Иностранные граждане, а также лица без гражданства дополнительно должны предоставить документы, обосновывающие их законное пребывание на территории России — миграционная карта, вид на жительство, виза, разрешение на временное проживание и т.д. При возникновении у ПАО «МегаФон» сомнений в законности операций с денежными средствами, абонент должен предоставить информацию:
Каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке, перечень запрашиваемых документов может отличаться от указанного.
Непредставление запрошенных документов может привести к отказу в совершении операций с денежными средствами. Абоненту необходимо соблюдать рекомендации, направленные на соблюдение действующего законодательства.
Рекомендации для клиентов
Часто задаваемые вопросы
Что такое легализация (отмывание) доходов?
Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретённым заведомо незаконным путём и полученным от таких видов преступлений, как финансовые мошенничества, и иных незаконных действий.
Как должна быть оформлена доверенность, подтверждающая полномочия представителя абонента?
Предоставляемая доверенность должна содержать в себе полномочия на обращение в ПАО «МегаФон» с правом распоряжения остатком денежных средств на лицевом счёте абонента.
Возможен ли безналичный возврат ошибочно перечисленных денежных средств с лицевого счёта абонента — юридического лица на реквизиты, отличные от тех, с которых был осуществлён платёж?
Возврат ошибочного платежа с лицевого счёта абонента — юридического лица возможен только на расчётный счёт, с которого был осуществлён платёж. В случае закрытия расчётного счёта, с которого был осуществлён платёж необходимо предоставить справку из кредитной организации о закрытии счёта.
Возможно ли предоставлять в ПАО «МегаФон» пояснения и документы третьих лиц? Могут ли за абонента предоставить документы и пояснения третьи лица?
Пояснения и документы должны быть предоставлены только абонентом, кому направлен был запрос. Третьи лица могут действовать только по доверенности, выданной абонентом и удостоверенной в соответствии с положениями действующего законодательства и содержащих в себе полномочия быть представителем абонента с правом предоставления пояснений по вопросам, связанных с оказанием услуг. Если абонент предоставляет документы третьих лиц, он в своих пояснениях должен указать, какое отношение эти документы имеют к операциям с денежными средствами, которые совершал абонент и по которым был направлен запрос.
Обязана ли организация предоставлять сведения о своих бенефициарных владельцах?
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115‑ФЗ установлена обязанность компании принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев: физического лица, которое в конечном счёте прямо или косвенно, через третьих лиц, владеет, т.е. имеет преобладающее участие более 25 % в капитале абонентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия абонента, в том числе по установлению в отношении их следующих сведений: фамилию, имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документы, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание, проживание в Российской Федерации, адрес места жительства, регистрации или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика.
Фиксирование информации по ПДЛ/ИПДЛ
В рамках выполнения обязательств согласно действующему Федеральному закону № 115‑ФЗ и рекомендаций международных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации была законодательно установлена обязанность уделять особое внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом иностранных публичных должностных лиц, а также лиц, замещающих или занимающих государственные должности Российской Федерации, включённые в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
ПУБЛИЧНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ПДЛ — физическое лицо, вне зависимости от его гражданства, относящееся к одной из следующих категорий:
Для соблюдения оператором связи требований действующего законодательства проводится ряд контрольных мероприятий. Если при проведении контрольных мероприятий у оператора связи будут основания полагать, что абонент является ПДЛ ⁄ ИПДЛ, абоненту необходимо предоставить Анкету.
Вы сможете воспользоваться следующими способами предоставления данных: