Реализация внутреннего контроля по ПОД/ФТ и ФРОМУ в ПАО «МегаФон»

ПАО «МегаФон» в своей деятельности реализует положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», а также иные нормативные и подзаконные акты, изданные органами власти РФ в данной сфере путём совершения анализа проводимых абонентом операций с денежными средствами с использованием лицевого счёта.

Законодательная база
  • Федеральный закон от 07.08.2001 № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115‑ФЗ);

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации»;

  • Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учётом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма»;

  • Другие нормативно‑правовые акты.

Правила согласования, отказа в проведении операции

Во исполнение нормативных актов в сфере ПОД ⁄ ФТ ⁄ ФРОМУ ПАО «МегаФон» обязано устанавливать законодательно определённые сведения в отношении своих абонентов, осуществлять анализ проводимых ими операций, а также запрашивать у абонента пояснения и документы, характеризующие операции с денежными средствами абонентов, включая экономический смысл проводимых абонентом операций и источники происхождения у него денежных средств, которые используются абонентом при проведении операции с денежными средствами на лицевом счёте.

Официальный запрос документов и пояснений у абонента осуществляется путём его направления оператором связи в виде SMS‑сообщения на абонентский номер либо в письменном виде на адрес, указанный в договоре об оказании услуг телефонной связи.

Запрошенные документы могут быть представлены в следующих формах:

  • оригиналы документов;

  • надлежащим образом заверенные копии документов.

Документы должны быть представлены абонентом в объёме, предусмотренном в запросе ПАО «МегаФон».

ПАО «МегаФон» вправе отказать в совершении операции в случае возникновения подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма (пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115‑ФЗ) при условии, что:

  1. абонентом не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, либо у оператора связи возникли сомнения в достоверности и точности предоставленной абонентом информации, документов;

  2. представленные абонентом документы и пояснения не устраняют у оператора связи подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.

В случае принятия решения об отказе в совершении операции абонент будет проинформирован о дате и причинах отказа в совершении операции.

После вынесения решения об отказе в совершении операции абонент имеет возможность предоставить в компанию дополнительные документы. В соответствии с требованиями Федерального закона № 115‑ФЗ компания примет их к рассмотрению и сообщит абоненту об устранении оснований, послуживших причиной вынесения отказа в проведении операции или о невозможности устранения таких оснований исходя из содержания документов, представленных абонентом.

Документы, предоставляемые юридическими лицами по запросу ПАО «МегаФон»
  1. Анкета бенефициарных владельцах.

  2. Бухгалтерская отчётность:

    • форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;

    • форма № 2 «Отчёт о финансовых результатах» за последний отчётный период с подтверждением факта получения документов налоговым органом.

  3. Акт сверки расчётов по налогам, сборам и взносам либо справка из налогового органа по установленной форме об отсутствии задолженности перед бюджетом.

  4. Декларация по налогу на добавленную стоимость за последний отчётный период с подтверждением факта получения документов налоговым органом.

  5. Если применяются специальные режимы налогообложения — УСН, ЕНВД и прочие, — копию подтверждающего документа, уведомление и прочие, если применимо.

  6. Документы, подтверждающие происхождение денежных средств на лицевых счетах — чеки, заверенные банковские выписки, письменные пояснения.

  7. В случае переоформления договора и переноса денежных средств на лицевом счёте на другое лицо, документы, подтверждающие возмездную передачу прав и обязанностей по договору об оказании услуг связи.

  8. Иные документы.

Каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке, перечень запрашиваемых документов может отличаться от указанного.

Документы, предоставляемые физическими лицами по запросу ПАО «МегаФон»

При возникновении сомнений в сведениях абонента, а также при проведении мероприятий по обновлению сведений, абонент должен предоставить документ, удостоверяющие его личность.

Иностранные граждане, а также лица без гражданства дополнительно должны предоставить документы, обосновывающие их законное пребывание на территории России — миграционная карта, вид на жительство, виза, разрешение на временное проживание и т.д.

При возникновении у ПАО «МегаФон» сомнений в законности операций с денежными средствами, абонент должен предоставить информацию:

  1. Об источниках происхождения денежных средств у абонента:

    • собственные средства или доходы: предоставление справки по форме 2‑НДФЛ, 3‑НДФЛ; договора гражданско‑правового характера; прочие документы, раскрывающие источники происхождения денежных средств;

    • заёмные средства: кредитный договор, договор займа, прочие документы;

    • денежные средства, перечисленные третьими лицами: пояснения и документы, раскрывающие финансово‑денежные отношения с лицом, перечислившим денежные средства.

  2. О целях и характере установления деловых отношений с компанией.

  3. Об экономическом смысле операций абонента: цели совершения операций.

  4. Документы, подтверждающие совершение абонентом операций с денежными средствами:

    • платёжные чеки;

    • заверенные надлежащим образом банковские выписки, содержащие информацию о владельце счета;

    • другие документы.

Каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке, перечень запрашиваемых документов может отличаться от указанного.

Непредставление запрошенных документов может привести к отказу в совершении операций с денежными средствами. Абоненту необходимо соблюдать рекомендации, направленные на соблюдение действующего законодательства.

Рекомендации для клиентов
  1. Оперативно предоставляйте в ПАО «МегаФон» запрошенные документы.

  2. Будьте готовы отвечать на звонки, электронные сообщения на e‑mail, SMS‑сообщения, письменные запросы.

  3. Не забывайте своевременно информировать ПАО «МегаФон» обо всех изменениях: изменение персональных данных, учётных данных юридического лица. Сообщайте об этом любым удобным способом:

    • лично в салонах МегаФона;

    • через персонального менеджера, закреплённого за вашей организацией.

  4. При направлении ответа на запрос ПАО «МегаФон» просим учесть следующие пункты:

    • при непредоставлении запрошенных пояснений или документов не устраняются ранее возникшие подозрения по операции;

    • предоставляйте документы в форме, соответствующей требованиям.

  5. Не используйте свои лицевые счета для проведения сомнительных операций.

Часто задаваемые вопросы

Что такое легализация (отмывание) доходов?

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретённым заведомо незаконным путём и полученным от таких видов преступлений, как финансовые мошенничества, и иных незаконных действий.

Как должна быть оформлена доверенность, подтверждающая полномочия представителя абонента?

Предоставляемая доверенность должна содержать в себе полномочия на обращение в ПАО «МегаФон» с правом распоряжения остатком денежных средств на лицевом счёте абонента.

Возможен ли безналичный возврат ошибочно перечисленных денежных средств с лицевого счёта абонента — юридического лица на реквизиты, отличные от тех, с которых был осуществлён платёж?

Возврат ошибочного платежа с лицевого счёта абонента — юридического лица возможен только на расчётный счёт, с которого был осуществлён платёж. В случае закрытия расчётного счёта, с которого был осуществлён платёж необходимо предоставить справку из кредитной организации о закрытии счёта.

Возможно ли предоставлять в ПАО «МегаФон» пояснения и документы третьих лиц? Могут ли за абонента предоставить документы и пояснения третьи лица?

Пояснения и документы должны быть предоставлены только абонентом, кому направлен был запрос. Третьи лица могут действовать только по доверенности, выданной абонентом и удостоверенной в соответствии с положениями действующего законодательства и содержащих в себе полномочия быть представителем абонента с правом предоставления пояснений по вопросам, связанных с оказанием услуг. Если абонент предоставляет документы третьих лиц, он в своих пояснениях должен указать, какое отношение эти документы имеют к операциям с денежными средствами, которые совершал абонент и по которым был направлен запрос.

Обязана ли организация предоставлять сведения о своих бенефициарных владельцах?

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115‑ФЗ установлена обязанность компании принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев: физического лица, которое в конечном счёте прямо или косвенно, через третьих лиц, владеет, т.е. имеет преобладающее участие более 25 % в капитале абонентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия абонента, в том числе по установлению в отношении их следующих сведений: фамилию, имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документы, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание, проживание в Российской Федерации, адрес места жительства, регистрации или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика.

Фиксирование информации по ПДЛ/ИПДЛ

В рамках выполнения обязательств согласно действующему Федеральному закону № 115‑ФЗ и рекомендаций международных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации была законодательно установлена обязанность уделять особое внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом иностранных публичных должностных лиц, а также лиц, замещающих или занимающих государственные должности Российской Федерации, включённые в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

ПУБЛИЧНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ПДЛ — физическое лицо, вне зависимости от его гражданства, относящееся к одной из следующих категорий:

  1. иностранное публичное должностное лицо, далее — ИПДЛ;

  2. публичное должностное лицо международной организации, далее — МПДЛ;

  3. российское публичное должностное лицо, далее — РПДЛ:

    • лицо, замещающее или занимающее государственную должность РФ;

    • лицо, замещающее или занимающее должность члена Совета директоров ЦБ РФ;

    • лицо, замещающее или занимающее, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;

    • лицо, замещающее или занимающее должность в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включённую в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

Для соблюдения оператором связи требований действующего законодательства проводится ряд контрольных мероприятий. Если при проведении контрольных мероприятий у оператора связи будут основания полагать, что абонент является ПДЛ ⁄ ИПДЛ, абоненту необходимо предоставить Анкету.

Вы сможете воспользоваться следующими способами предоставления данных:

  1. Личный визит в салон МегаФона с оригиналом заполненной анкеты и паспортом или иным документом, удостоверяющим личность.

  2. Дистанционное предоставление скан‑копии заполненной анкеты на e‑mail.