Ваш браузер устарел
Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.
Пожалуйста, установите современный браузер:
Ваш регион - ?

Реализация внутреннего контроля по ПОД/ФТ и ФРОМУ в компании

ПАО «МегаФон» в своей деятельности реализует положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», а также иные нормативные и подзаконные акты, изданные органами власти РФ в данной сфере путём совершения анализа проводимых абонентом операций с денежными средствами с использованием лицевого счёта.

Законодательная база

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации»;
  • Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учётом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма»;
  • и другие нормативно-правовые акты.

Во исполнение нормативных актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ ПАО «МегаФон» обязан устанавливать законодательно определённые сведения в отношении своих абонентов, осуществлять анализ проводимых ими операций, а также запрашивать у абонента пояснения и документы, характеризующие операции с денежными средствами абонентов.

Документы (требования, порядок)

Документы, предоставляемые юридическими лицами по запросу ПАО «МегаФон»

  1. Анкета о своих бенефициарных владельцах;
  2. Бухгалтерская отчётность:
    • форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
    • форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» за последний отчётный период, с подтверждением факта получения документов налоговым органом;
  3. Акт сверки расчётов по налогам, сборам и взносам (либо справку из налогового органа по установленной форме об отсутствии задолженности перед бюджетом);
  4. Декларация по налогу на добавленную стоимость за последний отчётный период с подтверждением факта получения документов налоговым органом;
  5. Если применяются специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и пр.) — копию подтверждающего документа (уведомление и пр.) (если применимо);
  6. Документы подтверждающие происхождение денежных средств на лицевых счетах (чеки, заверенные банковские выписки, письменные пояснения);
  7. Иные документы.

Документы, предоставляемые физическими лицами по запросу ПАО «МегаФон»

При возникновении сомнений в сведениях абонента, а также при проведении мероприятий по обновлению сведений, абонент должен предоставить документы, удостоверяющие его личность.

Иностранные граждане, а также лица без гражданства дополнительно должны предоставить документы, обосновывающие их законное пребывание на территории РФ (миграционная карта, вид на жительство, виза, разрешение на временное проживание и т.д.).

При возникновении у Компании сомнений в законности операций с денежными средствами, абонент должен предоставить информацию:

  1. Об источниках происхождения денежных средств у абонента:
    • Собственные средства и/или доходы (предоставление справки по форме 2-НДФЛ, 3-НДФЛ и т.д.);
    • Заёмные средства (кредитный договор, договор займа и т.д.);
  2. О целях и характере установления деловых отношений с Компанией;
  3. Об экономическом смысле операций абонента: цели совершения операций абонентом;
  4. Документы, подтверждающие совершение абонентом операций с денежными средствами:
    • платёжные чеки;
    • заверенные банковские выписки;
    • и другие документы.

Требования к запрошенным документам абонентов

Запрошенные документы могут быть представлены в следующих формах:

  • подлинники документов;
  • надлежащим образом заверенные копии документов.

Документы должны быть представлены Абонентом в сроки и в порядке, предусмотренном в запросе Компании.

Непредставление запрошенных документов может привести к отказу в совершении операций с денежными средствами. Абоненту необходимо соблюдать рекомендации, направленные на соблюдение действующего законодательства.

Рекомендации для клиентов

  1. Оперативно и в установленные сроки предоставлять в Компанию запрошенные документы;
  2. Быть готовыми отвечать на звонки, электронные сообщения на e-mail, смс-сообщения, письменные запросы;
  3. Не забывать своевременно информировать Компанию обо всех изменениях (изменение персональных данных, учётных данных юридического лица). Сообщите в Компанию об этом любым удобным для Вас способом:
    • обратитесь в офис продаж и обслуживания клиентов;
    • обратитесь к персональному менеджеру, закреплённому за Вашей организацией.
  4. При направлении ответа на запрос Компании просим учесть следующие пункты:
    • если не успеваете в срок подготовить документы или у вас их нет, направьте нам пояснение, почему сложилась такая ситуация;
    • в отсутствие ваших пояснений выводы по операции могут быть сделаны не в вашу пользу;
    • предоставляйте документы в форме, соответствующей требованиям Компании.
  5. Не используйте свои лицевые счета для проведения сомнительных операций.

Часто задаваемые вопросы

Почему отказали в совершении операции с денежными средствами?

Причинами для отказа в совершении операции с денежными средствами по лицевому счёту абонента может являться как не предоставление запрошенной информации, так и в случае возникновения подозрений, что операция совершается с целью легализации денежных средств, полученных преступным путём, финансирования терроризма, финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Что такое легализация (отмывание) доходов?

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретённым заведомо незаконным путём и полученным от таких видов преступлений, как финансовые мошенничества и иных незаконных действий.

Какие права имеются у Компания при исполнении требований антиотмывочного законодательства?

Ввести абоненту ограничение на осуществление операций с денежными средствами;

Запросить у абонента документы, которые подтверждают законность происхождения денежных средств на лицевом счёте;

Согласовать проведение операции с денежными средствами в случае предоставления абонентом документов, обосновывающих законность происхождения денежных средств на лицевом счёте и устранения подозрений, что операция совершается с целью легализации денежных средств, полученных преступным путём, финансирования терроризма, финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Что будет, если абонент не предоставит запрошенные Компанией документы?

Согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001г. Оператор вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счёт клиента. При предоставлении запрашиваемых документов и пояснений решение об отказе в совершении финансовой операции может быть пересмотрено.

Возможно ли предоставлять в Компанию пояснения и документы третьих лиц? Могут ли за абонента предоставить документы и пояснения третьи лица?

Пояснения и документы должны быть предоставлены только абонентом, кому направлен был запрос Компанией. Третьи лица могут действовать только по доверенности, выданной абонентом и удостоверенной в соответствии с положениями действующего законодательства и содержащих в себе полномочия быть представителем абонента в Компании с правом предоставления пояснений по вопросам, связанных с оказанием Компанией услуг. В случае если абонент предоставляет документы третьих лиц, он в своих пояснениях должен указать, какое отношение эти документы имеют к операциям с денежными средствами, которые совершал абонент и по которым был Компанией направлен запрос.

Обязана ли организация предоставлять сведения о своих бенефициарных владельцах?

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. установлена обязанность Компании принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их следующих сведений: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документы, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание(проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика.

Может ли абонент после отказа в проведении операции представить запрошенные Компанией документы?

Да, после отказа в проведении операции абонент имеет возможность предоставить в Компанию запрошенные документы. В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. Компания примет их к рассмотрению и сообщит абоненту об устранении оснований, послуживщих причиной вынесения отказа в проведении операции или о невозможности устранения таких оснований исходя из документов, представленных абонентом.

© 2020 ПАО «МегаФон» megafon.ru